Урок онлайн. Вирусы 22 декабря 2018 | 0 комментариев
Урок онлайн. Вирусы
Вирусы - неклеточные формы жизни. Урок онлайн. Презентация к уроку в 9 (10) классе Ви́рус (лат. virus — яд) — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться...
Подробнее
Урок онлайн. Отряды насекомых с неполным превращением 25 ноября 2018 | 0 комментариев
Урок онлайн. Отряды насекомых с неполным превращением
Таракановые, Прямокрылые, Поденки, Уховертки, Стрекозы
Подробнее
Урок онлайн. Сравнение клеток разных царств 20 ноября 2018 | 0 комментариев
Урок онлайн. Сравнение клеток разных царств
Сравнение клеток разных царств. Презентация к уроку
Подробнее
Урок онлайн. Генетика пола 7 ноября 2018 | 0 комментариев
Урок онлайн. Генетика пола
Определе́ние по́ла, или детермина́ция по́ла, — биологический процесс, в ходе которого развиваются половые характеристики организма. Большинство видов организмов имеет два пола. Иногда...
Подробнее
Урок онлайн. Скелет человека 13 октября 2018 | 0 комментариев
Урок онлайн. Скелет человека
Скелет человека. Презентация к уроку биологии в 8 классе. Скеле́т челове́ка (др.-греч. σκελετος —...
Подробнее
Регистрация

Урок онлайн. Развитие эволюционного учения

33994 просмотра
Голосов: 0
0

Издавна мыслителей поражало многообразие форм организмов, удивительная целесообразность в их строении и поведении, соответствие их среде обитания и прогрессивное развитие от простого к сложному. Толкование этих явлений отражало взгляды и убеждения ученых в разные периоды истории и соответствовало используемым методам научного познания. На позициях признания материального начала живой природы стояли материалисты. Идеалисты же видели причину развития вне материального тела или явления

Содержание урока:

1. Определение понятия "эволюция". Биологическая эволюция

2. История представлений о развитии жизни на Земле:

2.1. Зарождение эволюционных взглядов

2.2. Система органической природы К. Линнея

2.3. Эволюционная теория Ламарка

   3. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина:

3.1. Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции

3.2. Научные предпосылки

4. Чарльз Дарвин и основные положения его теории


Материалы к уроку:


 1. Определение понятия "эволюция". Биологическая эволюция

ЭВОЛЮЦИЯ (от латинского evolutio - развертывание), в широком смысле - процесс постепенного прогрессивного развития чего-либо; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе.

В узком смысле в понятие "эволюция" включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.

Понятие биологической эволюции.

Термин «эволюция» (от лат. evolutio — развертывание) впервые был использован в биологии в 1762 г. швейцарским натуралистом Шарлем Бонне (1720—1793).

В современном представлении биологическая эволюция - необратимое направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением, генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом.

Из этого определения следует, что биологическая эволюция — это процесс приспособительного исторического развития живых организмов на всех уровнях организации живого.


2.1. Зарождение эволюционных взглядов.

Развитие эволюционных представлений в додарвиновский период

Развитие эволюционных представлений в додарвиновский период

 

ЧИТАТЬ

Издавна мыслителей поражало многообразие форм организмов, удивительная целесообразность в их строении и поведении, соответствие их среде обитания и прогрессивное развитие от простого к сложному. Толкование этих явлений отражало взгляды и убеждения ученых в разные периоды истории и соответствовало используемым методам научного познания. На позициях признания материального начала живой природы стояли материалисты. Идеалисты же видели причину развития вне материального тела или явления.

Идея развития живой природы прослеживается уже в работах древних материалистов Индии, Китая, Египта, Греции, Мессопотамии. Еще в начале первого тысячелетия до н. э. в Индии существовали философские школы, которые отстаивали идеи развития материального мира из «проматерии». В Китае в конце первого тысячелетия до н. э. выдвигались представления о возможности превращения одних живых существ в другие. В странах Средиземноморья представление о живой природе как о развивающейся системе возникло еще в античные времена. Так, греческий философ Гераклит Эфесский, живший в 6 в. до н. э., считал, что все живые существа, в том числе и человек, развивались естественным путем из первичной материи. Его известные изречения «Все течет, все изменяется», «В одну реку дважды войти нельзя» предполагают признание изменения живой природы.

Некоторые натурфилософы (Левкипп, Демокрит) пытались объяснить идею единства природы и ее движения атомистической теорией. Согласно этой теории мир состоит из неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Рождение любой вещи — это соединение атомов, а смерть — их разъединение.

Аристотель (384—322 до н. э.) рассматривал развитие природы с идеалистических позиций. Он считал, что материя пассивна, а ее стремление к движению обусловливает форма — особое нематериальное начало, и допускал существование божественного «первого двигателя». Важную роль в развитии революционной идеи сыграла работа Аристотеля «Лестница природы», в которой он расположил живых существ в определенном порядке. Его классификация живых организмов явилась прообразом «лестницы существ» натуралистов 17—18 вв.

Таким образом, философы древности выдвигали две важнейшие идеи: единства и развития живой природы.


Впоследствии с установлением господства христианской церкви в Европе представления античных мыслителей были отвергнуты. Начался метафизический период развития естествознания, когда главным было утверждение абсолютной неизменности природы и изначальной целесообразности.

Креационизм (от лат. creato — творить) — учение о постоянстве видов, рассматривающее многообразие органического мира как результат его творения Богом.

 

2.2. Система органической природы К. Линнея

ЧИТАТЬ

К началу 18 в. накопилось много сведений о растениях и животных. Это было связано с колонизацией и освоением заморских территорий, расширением торговли. Время продиктовало необходимость классификации имеющегося материала и создания науки систематики. Английский ботаник Джон Рей (1627—1705) ввел в научное употребление единицу систематики — вид.

Шведский натуралист Карл Линней (1707—1778) в работе «Система природы» (1753) создал классификацию растений и животных, объединив их в группы разного ранга. Низшим рангом был вид.

  • Принцип иерархичности (соподчинения таксонов). К. Линней объединил сходные виды в роды, роды - в отряды, отряды - в классы. В системе Линнея самым крупным таксоном был класс.
  • Самым мелким таксоном был вид. К. Линнеем было определено понятие вида как основной формы организации живого и как основной единицы классификации.
  • Он предложил и утвердил принцип двойных названий (бинарная номенклатура). Первым дается название рода (существительное), вторым — название вида, к которому принадлежит организм (прилагательное). Например, лютик едкий, медведь бурый, человек разумный.
  • Определил место человека в Отряде Приматов
  • Усовершенствовал биологический язык, установив до 1000 терминов

Несмотря на точное и подробное описание живых форм, классификация К. Линнея была искусственной, так как основывалась на небольшом числе произвольно взятых признаков (число тычинок в цветке, форма клюва птицы или строение кровеносной системы) и не отражала исторического родства между группами организмов.

Тем не менее она подготовила почву для разработки естественной системы. Известный русский физиолог К. А. Тимирязев высоко оценил работу К. Линнея: «Венцом и, вероятно, последним словом подобной классификации была и до сих пор непревзойденная в своей изящной простоте система растительного царства, предложенная Линнеем».

К. Линней был сыном своего времени, т.е. представлял природу как нечто застывшее, не изменяющееся во времени. По Линнею, видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира», и они неизменны.

ЧИТАТЬ

Сторонником креационизма был французский зоолог Жорж Кювье (1769—1832) — величайший авторитет того времени в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Он отстаивал сходство ископаемых и ныне живущих животных, наличие четырех изначально неизменных типов организации животных, идею постоянства видов. Для объяснения смены фаун во времени Ж. Кювье развил представление о катастрофах на поверхности Земли в прошлом, уничтожавших живые существа. После каждой из катастроф происходило повторное заселение этих территорий уже ранее созданными животными, пришедшими из других мест.

Идея изменяемости природы прослеживается в трудах натуралистов и философов (17—18 вв.). Немецкий ученый Г.В. Лейбниц (1648—1716) провозгласил принцип градации и предсказал существование переходных форм между растениями и животными. Этот принцип был развит Ш. Бонне в представлении об иерархическом расположении тел природы, от минералов до человека, — «лестнице существ». Появились сомнения в неизменности видов. Особенно доказательными были работы французских материалистов 18 в. (П. Гольбаха, Д. Дидро и др.), в трудах которых высказывалась мысль о развитии природы на основе естественных законов.

Д. Дидро, например, представлял, что когда-то существовало некое «первожи-вотное» — прототип всех животных. Природа в разных видах лишь видоизменила этот прототип путем уменьшения, увеличения, умножения, уничтожения или трансформирования тех или иных органов. Таким путем возникло все многообразие живых существ.


В естествознании стало развиваться новое направление — трансформизм (от лат. transformare — преобразовывать). В основе его лежит представление об изменяемости видов живых организмов и возможности превращения одного вида в другой. В то же время трансформизм не признавал преемственности и поступательного характера развития органического мира.

Приверженцами трансформизма были русские материалисты М.В. Ломоносов (1711 —1765), А.Н. Радищев (1749—1802), К.Ф. Вульф (1735—1794), французские ученые Э.Ж. Сент-Илер (1772—1844), Ж. Бюффон (1707—1788), Ж.Б. Ламарк (1744—1829).

 

2.3. Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.

 

ЧИТАТЬ

Особый вклад в развитие эволюционных представлений внес французский ботаник и зоолог Ж.Б. Ламарк, который в 1809 г. издал свой труд «Философия зоологии». В нем он последовательно и полно высказал воззрение, которое по праву оценивают как первое эволюционное учение. По Ламарку, жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел из веществ неживой природы. Дальнейшее развитие идет в направлении прогрессивного усложнения организмов, т.е. путем эволюции.

Ламарк выделил два независимых пути эволюции:

  • 1) градация — ступенчатое повышение организации (развитие от простого к сложному)
  • 2) изменение организмов под воздействием окружающей среды, благодаря которому создается разнообразие видов на каждой ступени градации.

Ж.Б. Ламарк — создатель естественной системы животного мира, в основе которой лежит принцип родства между организмами. Исследовав строение нервной, кровеносной, дыхательной и других систем, он разместил 14 классов животных на б ступенях в порядке их усложнения — от инфузории и полипов до птиц и млекопитающих. Причины градации Ламарк объяснял неправильно. По его мнению, усложнение организации происходит под действием внутренне присущего всем живым существами стремления к совершенствованию, заложенного при сотворении мира.

Лестница существ Ламарка

Изменение организмов под воздействием окружающей среды Ламарк объяснял с помощью двух законов:

  • 1 — упражнения и неупражнения органов и
  • 2 — наследования благоприобретенных признаков.

Организм, согласно Ламарку, изменяется в полезную для себя сторону: у жирафа вытянулась шея благодаря упражнениям, чтобы он смог достать листву деревьев , у змеи исчезли конечности для удобства передвижения по песку. Кроме того, Ламарк полагал, что приобретенная полезная изменчивость обязательно передается по наследству.

Главная заслуга Ламарка состоит в том, что он создал цельное учение об эволюции органического мира. Он первым обратил внимание на связь организмов со средой, которую рассматривал как причину изменения видов.

Недостатки учения Ламарка можно свести к следующим пунктам:

  • Не вскрываются причины развития органического мира от простых форм к сложным;
  • Не решена проблема органической целесообразности. Изменчивость, по Ламарку, адекватна приспособленности;
  • Утверждение о внутреннем стремлении организмов к самосовершенствованию, являющемся главной движущей силой эволюции, не научно.

ОБОБЩЕНИЕ

Биологическая эволюция — это процесс приспособительного исторического развития живых организмов на всех уровнях их организации.

Представления об изменении органического мира во времени складывались еще у мыслителей античности. В дальнейшем факты, накопленные в естествознании в разные периоды времени, получали разное толкование. Господствующей точкой зрения долгое время было представление о сотворении видов живых организмов Творцом и их постоянстве (креационизм). В недрах креационизма возникло новое направление — трансформизм — идея преобразования (трансформации) органических форм.

1. Что такое биологическая эволюция ? 2. Какие идеи о развитии природы выдвигали мыслители древности ? 3. Чем характеризовался метафизический период развития естествознания ? 4. С чем связано появление систематики как науки ? 5. Что такое креационизм , трансформизм ? 6. Чем отличается искусственная систематика от естественной ? 7. Какова роль Ламарка в развитии представлений об эволюции живой природы ? 8. Как можно объяснить появление перепонок на ногах у водоплавающих птиц с позиций эволюционного учения Ламарка ?


3. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина

Прежде чем рассмотреть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, остановимся на предпосылках ее создания. Почему именно в Англии смог появиться ученый, который обобщил существующий материал, осмыслил его и создал логическую теорию эволюции органического мира?

3.1. Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции.

Общественно-экономическая обстановка в Англии в середине 19 в. оказалась весьма благоприятной для развития эволюционной теории.

  • В 17 в. в Англии произошла буржуазная революция, устранившая все препятствия на пути развития капитализма. В результате эксплуатации колоний в Англии накапливаются большие богатства и свободные средства вкладываются в промышленность и сельское хозяйство. Происходит переворот в методах производства, который получил название «промышленной революции».
  • В результате роста заводов и фабрик увеличился рост городского населения и повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Промышленная революция обусловила аграрный переворот. Перед сельским хозяйством встала задача улучшения существующих сортов культурных растений и пород домашних животных. Этого можно было добиться, применяя различные методы селекции. В ходе практической селекционной работы росла уверенность в том, что человек может быстро изменить растительные и животные организмы, приспосабливая их к своим потребностям. Опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Дарвин смог перейти к анализу процесса видообразования в природе.
  • В середине 19 в. Англия превращается в крупнейшую колониальную державу мира. Причем освоение колоний было связано не только с многочисленными военными и торговыми экспедициями, но и с научно-исследовательскими, что способствовало накоплению новых знаний в разных областях науки. В одну из таких экспедиций в качестве натуралиста на корабле «Бигль» был зачислен Ч. Дарвин, который на протяжении почти пяти лет (с 1831 по 1836) имел возможность исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых мест. Факты, обнаруженные им, противоречили креационистским взглядам о неизменности видов и наводили на мысль об эволюции.

Путешествие Дарвина на корабле Бигль

Путешествие Дарвина на корабле "Бигль"

ЧИТАТЬ
Так, обнаружив на берегу реки Параны в Бразилии скопление костей животных, Дарвин замечает, что массовая гибель животных не связана с катастрофами, на что ранее указывал Ж. Кювье. А палеонтологические находки в Южной Америке дали Ч. Дарвину возможность найти сходство вымерших неполнозубых с современными ленивцами, муравьедами и броненосцами, встречающимися в той же местности.  Это наводило исследователя на предположение о родстве вымерших и современных видов млекопитающих. Изучая фауну Галапагосских островов, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что, с одной стороны, некоторые животные этих островов похожи на представителей фауны американского континента, с другой стороны, они нигде в другом месте земного шара не встречаются. Еще более его удивило то обстоятельство, что вьюрки и черепахи почти на каждом острове представлены особой формой. Дарвин в ту пору не мог правильно объяснить эти факты, он сделал ироническую запись: «Чрезвычайно удивляюсь количеству творческой силы, если можно употребить это выражение, проявившейся на этих малых, голых и скалистых островах».
  • На создание теории Ч. Дарвина повлияли также экономические идеи А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит (1723—1790) разработал учение о «свободной конкуренции» в промышленности, считая, что именно «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека могут служить источником национального богатства, а неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Английский священник и экономист Т. Мальтус (1766—1834) — создатель теории народонаселения — считал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а средства для его существования — в арифметической, в результате чего возникает нехватка средств существования. Это объяснялось «естественным законом природы», действие которого можно ограничить только уменьшением численности населения. В противном случае сама природа установит равновесие (при помощи болезней, голода и т.д.), резко повысив интенсивность конкуренции.

Таким образом, в первой половине 19 в. в Англии широкое распространение получили идеи свободной конкуренции, перенаселения, естественной гибели неудачливых конкурентов. Вероятно, эти идеи и натолкнули Ч. Дарвина на существование в природе подобных аналогий и подготовили почву для объяснения эволюции органического мира.


3.2. Научные предпосылки

По мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, не совместимые с представлениями о неизменности природы.

Научные предпосылки создания теории Дарвина

   

Астрономия

 

Немецкий философ Э. Кант (1724—1804) отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система — это нечто, возникшее во времени и постоянно изменяющееся.
Геология Английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797—1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием климата, воды, вулканических сил и других факторов. Он высказал мысль о постепенном изменении органического мира. Сочинение Ч. Лайеля «Основы геологии» повлияло на формирование научного мировоззрения Ч. Дарвина, подсказав ему идею эволюции органической природы.
Химия

В химии были получены результаты, подтверждающие единство живой и неживой природы.

Шведский ученый И. Берцелиус (1779—1845), изучая химический состав разных частей организма и некоторых органических продуктов (молока, крови, костей и т.д.), пришел к выводу, что живое вещество состоит из тех же химических элементов, которые встречаются в неживой природе.

Немецкий химик Ф. Вёлер (1800—1882) впервые синтезировал в лаборатории химическим путем мочевину из неорганического вещества, показав, таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», которой приверженцы витализма наделяли все живые организмы.

Физика Следующий удар по витализму был нанесен в 40-х годах 19 в., когда был открыт закон превращения энергии. Оказалось, что разные виды энергии (тепловая, механическая, электромагнитная), существующие в природе, являются особыми формами одной и той же энергии движения. В природе происходит превращение одной формы энергии в другую.
Биология

Выяснилось, что закон превращения энергии применим к живым организмам. Эта точка зрения нашла подтверждение в трудах русского ученого К.А. Тимирязева (1843—1920) при изучении процесса фотосинтеза у зеленых растений.

В 19 в. энергично накапливается фактический материал во всех областях биологии. Появляются новые отрасли биологической науки: сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, палеонтология. Возникают вопросы, которые нельзя разрешить с позиции креационизма. К таким вопросам относятся:

  • многообразие органических форм и их сходствоналичие гомологичных органовединство плана строения живых организмов в пределах типасходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития (закон К.М. Бэра)
  • единство клеточного строения организмов (клеточная теория Т. Шванна)
  • смена ископаемых форм во времени, универсальность закладки зародышевых листков в эмбриогенезе многоклеточных животных (открыта Х.И. Пандером в 1817—1818 гг.) и др.

 

Возникновение и решение этих вопросов укрепило идею единства органического мира, подготовило почву для создания учения об историческом развитии природы. Таким образом, идея естественной эволюции уже витала в воздухе к тому времени, когда Ч. Дарвин взялся за эту проблему.


Обобщение

Достигнутые к середине 19 в. успехи в разных областях естествознания, а также общественно-исторические условия создали возможность для выдвижения идей конкуренции и отбора и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формирования научной теории биологической эволюции.

1. Какая общественно - экономическая обстановка сложилась в Англии к середине 19 в .? Как это отразилось на развитии науки ? 2. Какие факты , собранные Ч . Дарвином , поколебали его веру в неизменность видов ? 3. Каковы научные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч . Дарвина ?


4. Чарльз Дарвин и основные положения его теории

 

Сравнение эволюционного учения Дарвина и cовременной теории эволюции с дополнениями


Признаки
 

Эволюционное учение Ч. Дарвина
 

СТЭ с дополнениями
 
Единица эволюции Вид Популяция
Эволюционный материал Наследственность, изменчивость Мутационная и комбинативная изменчивость
Факторы эволюции Борьба за существование Мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция
Движущие факторы Естественный отбор – следствие борьбы за существование Естественный отбор – следствие борьбы за существование, основан на накоплении случайных и мелких мутаций; в изолированных популяциях – дрейф генов
Формы естественного отбора Движущий и половой как его разновидность Движущий, стабилизирующий, дизруптивный
Смысл термина «естественный отбор» Выживание наиболее приспособленных и гибель менее приспособленных форм Избирательное воспроизводство различных генотипов
Характер эволюции Дивергентный, постепенный Дивергентный, постепенный, внезапный: путем хромосомных перестроек, полиплоидизации, гибридизации
Результат эволюции Повышение приспособленности к условиям среды, постепенное усложнение и повышение организации живых существ, увеличение многообразия видов

Похожие статьи:

9-11 классы. Общая биологияУрок онлайн. Эволюция биосферы

9-11 классы. Общая биологияУрок онлайн. Макроэволюция, ее доказательства

9-11 классы. Общая биологияУрок онлайн. Видообразование

9-11 классы. Общая биологияУрок онлайн. Главные направления эволюции

9-11 классы. Общая биологияУрок онлайн. Вид. Критерии вида